100 лет системе дополнительного образования детей в России

2018 год — год 100-летия государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей в России.

Система дополнительного образования детей – особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка.

Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.

Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А.С. Макаренко и таких его сподвижников как руководитель всей клубной работы в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского Заслуженный учитель РСФСР В.Н. Терский. Особенностью их подхода было то, что у Макаренко считали, что «человек не воспитывается по частям» (т.е. на отдельных предметах, кружках, секциях и т.д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи.

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы. Она является базисом дополнительного образования детей. Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка. Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий.

Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
1. Историческая справка
В 2018 году исполнилось 62 года с тех пор, как в Рязанской области началось централизованное развитие детского технического творчества. Ресурсный центр дополнительного образования — преемник добрых традиций и славного пути, который прошло учреждение, открытое в Рязанской области более 60 лет назад.
Основные этапы становления Центра:
1956 г.- открыта областная станция юных техников–ОСЮТ. Первый директор станции — Кочетков А.Г.
1975 г. – открыт Дом технического творчества учащихся учебных заведений начального профессионального образования.
2009 г. — путем слияния Центра детского (юношеского) технического творчества (ранее – ОСЮТ) и Дома творчества учащейся молодежи (Дом технического творчества) был образован Центр развития творчества детей и юношества, который возглавила Егорова Валентина Владимировна, Отличник профтехобразования РФ, Почётный работник общего образования РФ, руководитель высшей категории.
2016 г. — за активную работу в области развития дополнительного образования и детского технического творчества в регионе учреждение переименовано в областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ресурсный центр дополнительного образования»
2. Ресурсный центр дополнительного образования – это
— методический центр по развитию технического творчества и рационализации в образовательных организациях Рязанской области;
— обладатель 8 золотых, 32 серебряных и 133 бронзовых медалей;
— победитель международных и всероссийских конкурсов, фестивалей, смотров, конференций и соревнований;
— 43 творческих объединения, с общим числом обучающихся 2620 человек;
— 151воспитанник награжден именными стипендиями Губернатора Рязанской области;
— 16 обучающихся – обладатели Премии для поддержки талантливой молодёжи, учрежденной Указом Президента Российской Федерации, осуществляемой в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»;
— уникальный музей истории начального профессионального образования Рязанской области;
— музей имени Малина Н.Н.(1924–2015), Заслуженного учителя РФ, родоначальника авиационно-космического образования в Рязанской области; 12 апреля 2016 года, в День космонавтики, состоялось открытие мемориальной доски на доме, в котором жил Николай Николаевич;
— Детский технопарк Кванториум «Дружба»;
— Мобильный автогородок «Лаборатория безопасности».
Ресурсный центр дополнительного образования – это праздники, фестивали, конкурсы, смотры, конференции, выставки, спектакли.Ежегодно в массовых мероприятиях Центра принимают участие более 10 тысяч человек.
3. Направления образовательной деятельности – техническое (научно-исследовательское, спортивно-техническое), художественное, туристско -краеведческое, социально-педагогическое.
Спектр образовательных услуг: авиамоделирование; робототехника; спортивная радиопеленгация; картинг, авто- и мотоспорт; информатика и вычислительная техника; конструирование и моделирование; основы промышленного дизайна; шахматы; фотостудия; изостудия; хореография; вокал; игра на гитаре; резьба и роспись по дереву; рукоделия; краеведение.
Каждое творческое объединение Центра – экспериментальная площадка. Педагоги Центра – энтузиасты своего дела, высокопрофессиональные специалисты. Более 60% педагогов высшей и первой квалификационной категории, имеют звания и награды. Почетные грамоты Министерства образования и науки РФ, министерства образования Рязанской области, ФЦТТУ, ВОИР, Областной и Городской Думы. Директор Центра занесена на Доску Почета Рязанской области.

Updated: 07/03/2018 — 00:06
Ресурсный центр дополнительного образования © 2017 Frontier Theme
Яндекс.Метрика WordPress Lessons